356822, Ставропольский край, Буденновский р-н, Искра п, Молодежная ул, 1-А
Впервые за многие десятилетия объявлен режим самоизоляции и тотально ограничена свобода передвижения. Мы вынуждены менять привычный образ жизни и вырабатывать новые привычки. От нас требуются дисциплинированность и терпение. Отменяются поездки, прогулки и живое общение, жизнь постепенно перемещается в виртуальную плоскость, как для взрослых, так и для детей.
Если раньше мы старались ограничить своих детей в использовании гаджетов, сократить время сидения за компьютером, то теперь сидение за компьютером становится необходимым условием дальнейшей жизни. Учеба и работа переходят в он- лайн формат, а жизнь в виртуальном мире становится основным навыком выживания. А диагноз «зависимость от гаджетов» будет почти у каждого. Но природа человеческая осталась неизменной, в результате конфликт между новыми требованиями общества и человеческими инстинктами становится все глубже.
Сегодня предлагаю поговорить о том, как обходиться с новыми навыками и что делать, чтобы помочь нашим детям вырасти психически здоровыми.
Мозг ребенка только формируется, он восприимчив и пластичен. Огромное количество визуальных и аудиальных стимулов виртуального мира сильно перегружают его, в результате мозг не справляется с обработкой полученной информации. Это опасно не только для детей, но и для взрослых. Японские врачи считают, что в последнее время участилось количество случаев «нарушения памяти». Связано это с тем, что люди чаще пользуются компьютерами и смартфонами, опасно перегружая мозг информацией. Перегрузка вызывает увеличение числа ошибок и падение уровня обучаемости. При долгом сидении за компьютером притупляются эмоции и телесные ощущения, что может привести к различным физиологическим и психическим нарушениям, чаще возникают бессонницы, депрессии, фобии, панические атаки и т.д.
Виртуальный мир яркий, он завораживает своими возможностями, на его фоне мир реальный может казаться скучным и тусклым. В виртуальном мире все складывается легко и просто, без особых энергетических затрат и каких-то обязательств. Виртуальные друзья никогда не придут в гости, не увидят тебя реальным, там не нужно быть искренним, можно с легкостью быть супергероем или принцессой, удовлетворять все свои потребности, тогда как мир реальный требует от человека усилий. В реальном мире требуется устанавливать отношения, учитывать реалии других людей, быть медленным, ждать, учитывать скорость своих человеческих реакций и возможностей, поэтому реальный мир начинает проигрывать виртуальному.
Что же делать, особенно в условиях самоизоляции и ограничений?
- Постарайтесь договориться со своим ребенком о времени без гаджетов. Например, два часа утром и два часа вечером вы всей семьей не пользуетесь интернетом. Объясните, почему это важно. Заполните это время реальным общением, игрой, физической нагрузкой, любыми делами, вызывающими позитивный эмоциональный отклик.
- Формируйте у ребенка хобби. Позвольте ему самому выбрать кружок или секцию, поощряйте занятия в нем, эмоционально поддерживайте, пусть ваш ребенок чувствует ценность собственного выбора.
- Регулярно занимайтесь спортом, пусть ребенок видит ваш пример. Играйте с детьми.
- Сформируйте культуру объятий в семье. Позвольте себе больше телесных прикосновений одобряющих и поддерживающих. Это укрепит привязанность ребенка к близким людям.
- Регулярно организовывайте совместный досуг. Можно вместе готовить еду или какие-то вкусности. Поддерживайте самостоятельность, позвольте детям тоже заботиться о семье, передавайте им часть ответственности.
- Интересуйтесь тем, что важно и интересно вашим детям. Позволяйте им быть экспертами в важной для них области, отнеситесь с уважением к этому.
- Устраивайте совместные обсуждения и дискуссии после прочитанных книг, просмотренных фильмов и передач. Уважайте их суждения, просите делиться их своим мнением.
- Показывайте собственный пример яркой и интересной жизни.
Наши дети будут жить в цифровом мире, это неизбежно, поэтому важно сформировать и сохранить у них живые человеческие отношения и навыки, окрашенные телесностью, эмоциями и чувствами.
Педагог - психолог ОСР
А.Н. Кулькина